Особенности человеческого восприятия окружающего мира
Основы обучения фотографии всегда включают в себя обучение выбору выигрышного кадра. Это неспроста. В окружающем нас мире мы зрительно выбираем отдельные объекты и события. Остальные пропускает. Это результат нашего жизненного опыта, обучения (нейросвязей образующихся в процессе жизни), а также подсознательного выбора (нейросвязей уже заложенных при рождении, как результат эволюции). Простейшим примером будет, например, то что мы обращаем внимание на человека громкоговорящего, на яркую вспышку света (подсознательно). Но от слишком громкого звука или света отворачиваемся (опыт, обучение). Также, житель пустыни будет особенно эмоционально воспринимать зелёный цвет (результат обучения) – это важно ему для выживания (оазис на горизонте). Кстати, поэтому в исламе флаг зелёный – зарождался он в местностях бедных растительностью. Другим примером цветового восприятия может стать чрезмерное увлечение, например, розовым цветом – как результат «заговора» производителей, делящих детские вещи на розовые (для девочек) и голубые (для мальчиков). В результате, например, мир вещей и игрушек девочки с детства перенасыщен розовым цветом. А это сказывается на их цветовом выборе во взрослой жизни.
Подобные особенности восприятия окружающего мира иногда называют внутренними «фильтрами сознания» (в чуть более широком смысле, но, по сути, таком же). Знание о них дают основу для понимания необходимости выбора кадра. То есть мы действуем также как и наше сознание. Тут надо заметить, что, естественно, каждый человек индивидуален и его «фильтры» настроены тоже индивидуально, но в целом, в массе людей они будут довольно схожи, и в целом масса людей будет воспринимать один и тот же образ примерно одинаково, близко друг к другу.
Перейдём к выбору кадра
Поводом для этой заметки стало незначительное событие – прогулка с детьми по парку и фотографирование. Перед нами появилась аллея.
Были сделаны два снимка. На панораме аллеи они выделены синей и красной рамкой. Будем называть эти снимки «синим» и «красным».
«Синий» снимок сделан, вроде бы, логично: снимали аллею, и она расположена прямо в центре кадра.
Но приглядевшись внимательно, мы заметим, что левая и нижняя часть снимка нам не интересны, а взгляд сам лезет куда-то вправо вверх, туда, откуда идёт свет.
Посмотрим на «красный» снимок. Рамка его кадра как раз смещена вправо вверх.
Теперь, мы, как художники, обращаем внимание в сторону источника света. Снимок становится более эмоциональным и меняется его смысл и восприятие. Если «синий» говорил: «Я документальное фото. Вот так выглядела аллея в 2015 году». То «красный» говорит: «Посмотрите, как красиво в парке, когда садится солнце».
Тогда какой кадр оставим? Конечно, «красный». Мы не документалисты, а «художники». «Синий» – в корзину.
Удаляем лишнее в кадре
После съёмки можно загрузить фотографию в Photoshop и удалить лишнее (точнее – выбрать нужное) с помощью инструмента Crop.
В итоге получаем хороший, эмоциональный, приятный для восприятия снимок аллеи.
Надеюсь, для кого-то эта заметка будет полезной.
Эта статья размещена на Яндекс.Дзен