Поход в Крыму с детьми. Наш неудачный опыт.

И вот мы собрались совершить поход в Крыму. Рассчитывали где-то на неделю путешествия. Собирались идти вшестером – всей семьёй. Карты были, еду на неделю закупили. Конечно, это были в первую очередь сублиматы, крупы. Консерв немного – они слишком тяжёлые для того, чтобы таскать на себе.

Этот выход был неудачным. Вы не выполнили намеченного и отказались от путешествия, но он дал нам небольшой опыт. Этим опытом я и хочу поделиться с вами. Выводы озвучу в конце этой заметки.

Итак, мы собрались в путь. Начальная точка — Зеленогорье.

Начальная точка — Зеленогорье

До Зеленогорья можно было бы добраться на автобусе или попутках. Нас туда подбросил Петрович на своём микроавтобусе.

Встали часов в 6 с женой. Дети встали где-то к 7:30. Видимо, они устали от вчерашнего подъёма на Меганом. Почти собрались, когда на место нашей стоянки подъехал Василий Петрович. Закидали вещи в его микроавтобус. Что не успели разложить по рюкзакам, просто покидали на тент и взяли его как узел – «по-цыгански».

У озера Панагия

Ровно в 8:00 выехали с автокемпинга «Капсель». В 9:00 приехали в Зеленогорье. Встали в веху тамошнего озера Панагия. По времени можно было бы выйти сразу на маршрут, но надо было нормально позавтракать и, главное, уложить все вещи нормально, поэтому движение наметили на следующий день, на завтра.

Озеро Панагия со стороны ручья Хущель Озени

Озеро выглядело обмелевшим, пожалуй, так оно и было. На некоторых снимках в сети у него виден уровень гораздо выше того, что на моём снимке.

Пологое место

У озера склон – осыпуха, а вверху озера было более-менее пологое место, где можно было разместить две палатки. В 10 метрах журчал ручеёк. Тут мы и встали.

Ручей Хущель Озени подошёл к озеру
Тут мы и встали

От жары спасались купанием и прятались в тени деревьев.

Было необычно, когда тишину и журчание ручья нарушали падающие созревшие яблоки и груши. Ещё на склоне росли кизил и ежевика, но спелых ягод было очень мало.

Тишину ручья нарушали падающие созревшие яблоки и груши

На ближних скалах паслись козы.

Козы на скалах

Этот день мы отдохнули и подготовились к выходу на маршрут.

Отдыхаем у озера Панагия

На маршруте

На следующий день в 10:00 вышли на маршрут. Прошли половину села Зеленогорье и там, где в селе мост через ручей начинался подъём.

Не добрые крымcкие тaтaры

Перед мостом я увидел как какой-то местный ехал на мотороллере с кузовом. Раньше такие назывались «Муравей». Я проголосовал. Он остановился. Мы поговорили. Это был местный тaтaрин. Звали, помнится, Ильнур. Он постоянно улыбался. Мы договорились, что он добросит рюкзаки и малышей до перевала. Я заплатил ему, сколько он просил. Пока мы говорили мимо по дороге проходили ещё двое тaтaр и что-то угрожающе процедили ему. Мне было немного странно видеть такое в России. Вот мы погрузили рюкзаки, малыши залезли в кузов и Ильнур поехал. Он скрылся за мостом. Больше я его не видел.

Мы, старшие пошли налегке, но радость длилась не долго. За мостом, как только поднялись до крайнего недостроенного коттеджа увидели своих малышей и рюкзаки.

Татарин проехал немного. Он обманул нас.

Улыбчивый тaтaрин выкинул рюкзаки и детишек сразу, как только скрылся за стенами недостроенного коттеджа. Мы не могли его видеть с другого берега реки. Никого, естественно, не довёз до перевала, прихватил денежки и скрылся. А до перевала было далеко. Этот тaтaрин нас нaглo обманул. Могло появиться ощущение, что находишься на враждебной территории, но вспомнились добрые и приветливые лица и поступки местных армян, русских казаков и ощущение враждебности не появилось. Это событие лишь подтолкнуло воспоминания о войне, когда местные тaтaры активно сoтрудничaли с фашистами и уничтoжaли других людей. И тут, как сказано в Писании, «по делам и узнали их».

Панорама Зеленогорья с того места, где бросили наши рюкзаки. Озеро Панагия в ущелье, которое угадывается в левой части панорамы.

На маршруте

Обман, ни обман, а идти надо. Взяли рюкзаки, тележку на колёсиках и пошли. Тележка была самая простая, бытовая. Я первый раз шёл с таким приспособлением и больше никогда не пойду. Тележка постоянно пыталась вывернуться на тропе (расстояние между колёсами небольшое), но бросить её мы не могли — в ней была вода. Грузить воду на себя было не реально. Рюкзак был 40 килограмм и ещё 10 литров воды … Я бы далеко не унёс рюкзак в 50 кГ. Шли с тележкой.
Небольшой привал

Вот мы поднялись примерно на 100 метров над уровнем села. Сделали очередной привал.

Заленогорье вид сверху. Видно озеро Панагия.

Маршрут лежал под горам Куроча и Свидание.

Слева вершина Куроча, а справа — Свидание. В левой части снимка вверху видны сосновые посадки.

Мы траверсом прошли мимо гор Куроча и Свидание. На пути поднялись на 200 метров от уровня села, а потом спустились на 100 метров в конечной точку у родника Котла. Маршрут выглядел примерно так:

Маршрут на карте

Поднялись мы на перевал примерно за 5 часов и спускались 2-2,5 часа так, что в 17:10 были у родника. Под конец пути воды было совсем мало — только малышам. 10 литров воды почти все ушли на подъём. Хорошо, что в конце пути, чуть ниже дороги нас ждал родник. Вообще пешие походу в Крыму, как я понял, возможно только от родника к роднику. И с собой обязательно иметь хороший запас воды. В этом сложность и необычность походов в крыму. В равнинной части России не замечаешь проблем с водой. Там вода практически везде. В Крыму — иначе.

Наш маршрут заканчивался у трассы. Это была щебёночная дорога и, как потом оказалось, в аварийном состоянии, и закрытая для движения. Местные по ней ездили, конечно … Площадок для стоянки у трассы не было. Справа склон круто вверх, слева — круто вниз. А на проезжей части палатку не поставишь. Оставалось только одно — двигаться по дороге на перевал Аликот-Богаз, как и было намечено. Пешком наша команда до перевала не добралась бы засветло, поэтому решено было поймать попутку. Один местный на жигулях в два рейса переместил нас на перевал за довольно приличную плату. Но плата не важно, главное — мы двигались по графику и были на перевале.

На перевале Аликот-Богаз

Самое время было поставить палатки и пока светло поужинать, потом спать. Отошли от дороги в лес стали раскладываться. присел на дерево и через минуту почувствовал, что кто-то ползёт по щеке. Снял. Клещ Ixodes ricinus. А это район Алушты, а он эндемичный по клещевому энцефалиту (и ещё в Крыму 10 таких районов из 25-ти). Так мы в рулетку не играем. Если один сел через минуту … что будет когда мы ляжем спасть? И с нами дети … Нет. СТОП! Собираемся и выходим на асфальт на перевал. Пока стояли на перевале обнаружили ещё 2-х клещей, хотя уже по кустам не шарахались.

Мы не готовы были к противостоянию с клещами. Местные к ним относятся как-то легковесно. Возможно из-за того, что не так высок процент заражённых энцефалитом клещей, но если этот процент есть, то уже начинается игра в рулетку. Взрослой командой мы бы пошли дальше, но рисковать детьми — нет! Решили сворачивать наше путешествие.

Огляделись а перевале. Тут стоял памятник партизанам, защищавшим Крым от фашистов.

Памятник партизанам на перевале

Рядом с памятником был небольшой асфальтированный «карман», небольшой, для одной машины. Вот на нём мы и встали. Стояли и голосовали. Машин было не много, но спать тут на краю дороги совсем не хотелось. Темнялось. И потом, совсем стемнело.

Стемнело

Малыши улеглись поспать на рюкзаки.

Малыши спали на рюкзаках

На примусе заварили чай.

Кипятим воду на примусе

В темноте заметили лису. Она разведывала — что тут за гости пожаловали. А для нас лишнее подтверждение — есть теплокровная живность, значит есть и клещи. Лиса на снимке получилась не очень хорошо — размазанная. Вспышка бы до неё не достала. Поэтому подсвечивали фонариком.

Лиса бегала рядом

Ближе к полуночи остановился джип. Молодая и приветливая пара из Симферополя. Согласились нас подбросить вниз, к морю. Подбросили, от денег отказались. Запомнились на всю жизнь. Спасибо им! Крымчане они такие разные …

Они высадили нас у посёлка Морское на берегу моря, где мы и просили.

Побережье у п. Морское

Там, ночью, в темноте, на пляже мы поставили палатки у моря среди других палаток кемпинга. Там всё побережье сплошной автокемпинг.

Мы помнили, что эта ночь не простая. В эту ночь было полное лунное затмение (это было 27 июля). Мы как раз успели поставить палатки и занять «первые места» в партере. У нас был бинокль и мы смотрели Лунное затмение.

Наблюдаем Лунное затмение в Крыму

Опыт — сын ошибок и выводы

Потом наступило утри и мы стали делать выводы. А они получились такими:

1. Расход воды на переход днём в горах 1,5 литра воды на одного человека на 7 часов ходьбы. 2 литра будет идеально.
  2. В Крым с палатками и путешествиями – только если с детьми старше 12 лет, когда они могут хоть что-то нести. Идеально – ходить со взрослыми детьми. (Дикарями, но комфортно и с детьми – только на машине — иначе всё родителям не унести).
  3. Обязательно нужны средства от ожогов типа «Пантенол» в виде спрея.
  4. В лесу средства от клещей обязательны. Нашёл на себе и сожгли 3-х клещей (за несколько часов пребывания в лесу).
  5. Шляпы с накомарниками тоже один раз (в лесу) пригодились, но больше как средство для успокоения, моральное.
  6. Младшие (мальчики), к нашему удивлению, не хныкали, а геройски перенесли весь переход, подъём, проблему с водой … Это изменило наше представление о них, а они стали чуть ещё больше мужчинами.

Утро в палатке на берегу моря

Пока мы отдыхали в Крыму накопилось и ещё много других выводов, но в данной заметке их упоминание будет не совсем уместным, не по теме, поэтому озвучу их в других своих заметках. Если вам это интересно, то подумайте о подписке на этот канал — тогда не пропустите новые сообщения.

А я желаю успехов вам в ваших путешествиях!