Многие из них зарождаются на наших глазах и, вероятно, со временем будут приобретать ещё больший размах. Быть может, говоря о засилье бюрократии, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, Святой имел в виду какие-то события будущего. Однако уже сегодня, в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение некоторых из приведённых пророчеств Космы Этолийского. Статья составлена по материалам недавно опубликованной книги «Равноапостольный Косма Этолийский. Житие и пророчества».
Пророчества равноапостольного Космы Этолийского о современном мире и будущем человечества.
1. «Вы увидите, как люди, словно чёрные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: “Выходите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место”».
2. «Придёт время, и мы скажем: “Выйдите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, заняли ваше место”».
В XVIII веке Святой с точностью предсказал появление военной авиации. Бомбардировки, ставшие, к сожалению, для современного мира вполне обычным (и даже в какой-то мере привычным) явлением, описаны святым Космой с удивительной достоверностью. В своём пророчестве он передал ужас новых кровопролитных войн.
Относительно фразы «выйдите вы, мёртвые» в историографии существуют разные интерпретации. Игумения Евфимия (Гелти) полагает, что эти слова показывают стремление людей спрятаться, найти убежище под землёй. По её мнению, в этом пророчестве Святой предсказывает появление подземных бомбоубежищ.
Второе толкование пророчеств связывает слова Святого с последними временами. Когда люди от обрушившихся бедствий и от своего маловерия придут в такое отчаяние, что позавидуют мёртвым.
3. «Столько всего произойдёт, что матери от страха будут преждевременно рожать своих детей».
Большинство исследователей связывает это пророчество с последствиями военных действий: беззащитностью людей перед изощрённым оружием, ужасом и страхом, которое оно будет в них вселять. Типичными для человека, оказавшегося в зоне военного конфликта, являются чувства тревоги, страха, подавленности.
Слова «матери от страха будут преждевременно рожать своих детей» сбылись в буквальном смысле. По данным статистики, в современных военных конфликтах в период активных боевых действий возрастает число преждевременных родов и количество мертворождённых детей.
Возможно, что в этом пророчестве речь идёт не только о бесчеловечных войнах, но и о жестокости и безжалостности нынешней мирной жизни.
4. «Придёт время, и вы ничего не станете узнавать».
Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Говоря об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше.
Газеты, журналы, радио и телепередачи всё больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии всё менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьёзных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях; журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счёте, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить1.
5. «Зло придёт к вам от образованных».
6. «То, что вам предстоит претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».
«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли» (митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий [Радович], сербский богослов).
«Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо “окультурить” ещё и душу. Иначе культура закончится катастрофой. “Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придёт от людей грамотных”. Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперёд и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать всё по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создаёт.
Люди ХХ века – чего же они достигли своей культурой и цивилизацией ! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили всё на свете. Если колесо сойдёт с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди – сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни»2.
Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофе: ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.
Существует и другое, более конкретное толкование этих пророчеств. Михаил Тритос и ряд других авторитетных учёных выдвигают предположение, что под «образованными» и «начитанными» Косма Этолийский имел в виду деятелей европейского Просвещения3.
7. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
Во многих странах школы фактически стали центрами антихристианской пропаганды. Кроме того, в некоторых учебных заведениях идёт пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.
Вспоминаются слова современника и соратника Космы Этолийского – святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придёт время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».
8. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.
В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.
9. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
К сожалению, пророчество Святого начинает сбываться в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стёр с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днём они становятся всё более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки.
10. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».
Согласно общепринятому в историографии мнению, здесь Святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять.
«Быть потребителем… значит быть включённым в специфический набор культурных символов и ценностей»4.
Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведённого в идеал и культ современным обществом.
«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. “И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют всё и поэтому ничего не ценят»5.
11. «Придёт время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».
Здесь Святой, вероятно, предсказал появление многоквартирных домов.
12. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».
13. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.
14. «Придёт время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».
Вероятно, речь идёт о массовом переселении жителей деревень (преимущественно молодёжи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскрёбах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».
15. «На Востоке будет царить бюрократия».
Это пророчество святого исполнилось и остаётся актуальным по сей день.
16. «Налогом обложат даже куриц и окна».
С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти всё, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.
С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могут внести налоговые сборы, им отключают электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники. Таким образом пророчество святого Космы исполнилось в буквальном смысле.
В октябре 2013 года сбылась и вторая часть пророчества. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включён и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше –тем налог выше).
17. «Будет такая дороговизна, что дальше некуда. Но она продлится недолго».
Относительно времени, к которому относится это пророчество, учёные высказывают разные предположения.
18. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
Система льготного кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов около половины американских семей покупали в кредит автомобили и технику, а к 1973 году в кредит было продано уже около двух третей всех товаров. Такой образ жизни означал привычку радоваться вещам ещё до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на всё: на автомобили, жильё, мебель, бытовую технику, одежду, путёвки и продукты питания…
Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогал странам, являющимся его участниками.
Современные греческие церковные деятели и богословы единодушно связывают это пророчество святого Космы Этолийского с долговым кризисом в Греции6. Этой стране «ссудили много денег», в течение многих лет фактически навязывая всё новые и новые кредиты.
Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую ловушку и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно».
Согласно этой трактовке, заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. Вероятно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, и в результате – обвал мировой экономической системы.
Часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от неё уступок по целому ряду направлений: признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви. В этом контексте, с предсказанием святого Космы Этолийского перекликается пророчество Старца Паисия Святогорца, указавшего на греческий долговой кризис за двадцать лет до его начала:
«На нашу страну наложили колоссальный внешний государственный долг7. Долг такой огромный, чтобы мы не только не могли погасить задолженность, но и не успевали бы выплатить проценты по этому займу. Под благовидным оправданием, они хотят запустить экономическую программу полного истребления нашего народа.
Они будут постоянно внедрять новые меры экономического воздействия и неподъёмные налоги, и этим добьются того, что народ в конце концов возмутится. И чего же они этим добьются? А вот чего: народ под непосильным экономическим гнётом будет искать передышки, но её никогда [греческому] народу не дадут, до тех пор пока люди окончательно не сдадутся и не преклонят свою голову до земли, высказывая тем самым совершенную покорность новой мировой системе.
Они будут говорить: «Вы правы, что протестуете, однако, у вас большой внешний долг, а те, у кого много денег, не платят налогов; чтобы нам не накладывать несправедливо на вас больших налоговых сборов – вы должны согласиться с совершенной системой электронного контроля. Благодаря её внедрению станет видно, кто уважает закон, а кто избегает налогов».
Одновременно через финансовую электронную систему они будут предоставлять льготы и преференции, чтобы соблазнить людей мифическим экономическим облегчением.
Братья, совершается чудовищный обман!
Мы не сможем погасить внешний долг нашего государства, какие бы финансовые меры не были бы приняты. В их планы не входит существование экономически состоятельной и независимой Греции»8.
19. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».
В современной греческой историографии принято связывать это пророчество с экономическим кризисом в Греции. Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жёсткой экономии. В результате сбылось то, о чём пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжёлым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не привели к желаемому эффекту и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.
20. «Чтобы спастись, вы пойдёте жить в другое место, а другие придут на ваше».
В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, бежавшие из своих домов, переселились в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, заселённые теперь турецкими семьями9.
В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведён план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселён тогда преимущественно греческим православным населением). Семьдесят восемь тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь шестнадцати тысячам впоследствии удалось вернуться. Большинство из них были убиты, погибли из-за перенесённых лишений или в концентрационных лагерях. Их поселили в жалких бараках и заставили работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.
Вспомним массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.
21. «Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».
22. «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север – уже близко будет».
Согласно мнению современных греческих историков и богословов, в своих пророчествах святой Косма предсказал процессы, получившие особенно бурное развитие в наше время: массовое переселение и эмиграцию. Так, в Европейский союз хлынули миллионы эмигрантов из Азии, Африки и стран Восточной Европы. Подобная ситуация наблюдается и в России, куда в поисках заработка ежегодно перебираются сотни тысяч так называемых гастарбайтеров, граждан государств бывшего СССР. Параллельно в нашей стране наблюдается и массовая внутренняя миграция.
Все эти обстоятельства укладывается в общую канву глобализационных процессов – в той или иной степени приближают приход антихриста. Об этом и говорит святой Косма в своём пророчестве: «Тогда уже близко будет».
23. «Горе Греции, когда на её территории поселятся иноземные народы».
24. «Придут грязные народы. Когда они появятся – не бойтесь, когда будут уходить – посторонитесь».
Большинство современных толкователей пророчеств Космы Этолийского, полагают, что святой ведёт здесь речь о таком явлении как нелегальная иммиграция.
25. «Придёт время и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».
«Мы дожили до того времени, о котором говорил, святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их чётки, сейчас голосят радиоприёмники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдёт ещё немного лет и всё это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира»10.
26. «Это случится внезапно. Пусть на двери у вас висит мешок с пшеницей. Вы наткнётесь на него, когда будете уходить. Не оставляйте его, но возьмите с собой, чтобы ели вы и ваши дети».
27. «Пусть у вас будет соль, чтобы вы могли солить травы. Соль должна быть в мешке, который будет висеть у вас на двери, чтобы вы не забыли его с собой взять».
В Северном Эпире люди приняли слова Святого как руководство к действию. Они вешали мешки с провизией на двери своих домов и при любых чрезвычайных ситуациях брали с собой.
28. «После всеобщей войны людям придётся проделать получасовой путь, чтобы встретить человека и побрататься с ним».
Существует два толкования этого пророчества. Согласно первому, речь идёт о ядерной войне, результатом которой станет массовая гибель населения земли. Согласно второму, Святой имеет в виду войну против Православия, в результате которой будет потеряно доверие между православными, все сложнее будет найти «брата» – человека, близкого по духу.
29. «Придёт время и мокрые будут гореть вместе с сухими».
Речь в пророчестве вероятно идёт о том, что невиновные будут вынуждены разделить скорби и беды вместе с виновными, из-за грехов которых ниспосланы будут подобные наказания. Например, в случае ядерной войны или какого-то другого подобного катаклизма.
30. «Что будет у вас – всё отдайте, берегите только ваши души».
31. «Придёт время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».
Святой предупреждает нас: чтобы спасти свою жизнь, следует пожертвовать всеми материальными благами и удобствами, но нельзя предавать свою веру. Эти слова перекликаются со словами его поучений:
«Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши). Берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте».
1 — В наиболее концентрированном виде эти процессы выступают в рекламе: тенденция к манипулированию человеческой психикой, лишение личности способности разумного самоконтроля, принуждение её к желаемому типу поведения и образу мышления, формирование запросов, вкусов и т.д. Реклама играет роль одного из сильнейших рычагов, с помощью которого обеспечивается девальвация духовных и моральных ценностей, создание потребительской психологии.
2 — Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С. 130–131.
3 — Сам святой Косма был активным противником Европейского Просвещения. Подробнее см.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.
4 — Ж. Бодрийар. Система вещей. СПб., 1998. С. 96
5 — Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1 С. 116.
6 — См., напр., статью митрополита Гортинского Иеремии (http://www.agionoros.ru/docs/293.html).
7 — В начале 1990-х гг. Когда Старец Паисий произнёс эти пророческие слова, никто ещё не знал о том, что у Греции существует большая внешняя задолженность.
8 — Цит. по: Χριστοδούλου Αγιορείτου. Σ. 421.
9 — Для того чтобы придать захваченной территории «турецкий вид», оккупанты пошли на снос более 500 церквей.
10 — Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С. 182–183.